В каких случаях и порядке допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них незавершенных законсервированных строений, жилых домов?

Согласно статье 66 Кодекса Республики Беларусь о земле, не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, объектов недвижимости, образованных в результате их раздела, слияния или вычленения из них (долей в праве собственности на указанные объекты), до истечения 5 лет со дня государственной регистрации таких домов, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного исполнения обязательств по кредитному договору на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался. Отчуждение гражданами незавершенных законсервированных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных им как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не допускается, за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного исполнения обязательств по кредитному договору на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.

Этой же нормой при отказе от приобретения указанных объектов местному исполнительному комитету дано право давать согласие на их отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) другим лицам до истечения установленного законодательством 5-летнего срока со дня государственной регистрации возведенных жилых домов.

Таким образом, вопрос о выдаче разрешения на отчуждение другим лицам рассматривается только при наличии отказа местного исполнительного комитета от приобретения земельного участка и возведенного на нем дома.

Необходимо учесть, что разрешение на отчуждение дается при соблюдении гражданином определенных условий:

полного исполнения обязательств по кредитному договору на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;

изменения вида права на существующий земельный участок на право частной собственности (если он принадлежал заявителю на ином виде права) или на право аренды (если он в соответствии с законодательством не может быть предоставлен в частную собственность);

внесения платы за земельный участок или платы за право аренды земельного участка в соответствии со статьями 36 и 37 Кодекса Республики Беларусь о земле;

внесения гражданином платы в размере 100, 80 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, если земельный участок был предоставлен в частную собственность соответственно без внесения платы, с внесением платы в размере 20 или 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

При  этом, разрешение на отчуждение может быть местным исполнительным комитетом дано только в исключительных случаях.

Отдельные из них прямо определены  законодательством: направление на работу (службу) в другую местность, изменение места жительства (в том числе выезд за пределы республики, области), потеря кормильца в семье, получение I или II группы инвалидности, расторжение брака с необходимостью раздела совместного имущества и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества.

В части оценки обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности использования гражданином земельного участка и (или) возведенного на нем жилого дома, необходимо отметить, что действующая норма законодательства о наличии «других объективных обстоятельств» направлена на то, чтобы в каждом конкретном случае местный исполнительный комитет, решения которого принимаются коллегиально, принимал обоснованное решение, основанное на конкретных обстоятельствах и документах (в их совокупности), представленных гражданином в подтверждение своих доводов для получения согласия на отчуждение.