Несут ли ответственность заявители, направляющие необоснованные обращения?

Да, Закон об обращениях  предусмотрел норму об ответственности заявителя. Подача заявителями обращений, содержащих клевету или оскорбления, либо совершение ими при подаче и рассмотрении обращений иных противоправных деяний влекут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст.27 Закона). Меры ответственности предусмотрены в Уголовном кодексе (ст.188 «Клевета» и 189 «Оскорбление») и КоАП (ст.10.10 «Клевета» и 9.3 «Оскорбление»).
Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц (п.3 ст.3 Закона). Указанная норма отражает конституционное требование о равенстве всех перед законом и праве каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов, в т.ч. прав и законных интересов государственных органов, иных организаций, рассматривающих обращения. Поскольку указанное требование зачастую не исполняется, законодатель установил способы противодействия злоупотреблению правом на обращение. К ним можно отнести:
- прекращение переписки по повторному обращению (ст.15, 21 Закона);
- оставление анонимных обращений без рассмотрения (ст.23 Закона);
- взыскание с заявителей в судебном порядке расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения (п.2 ст.19 Закона).