-
О главном управлении землеустройства
-
О работе с обращениями граждан и юридических лиц
-
Земельные участки
- Подобрать земельный участок
-
Аукционы
- Гражданский контроль
- Административные процедуры
-
О государственном контроле за использованием и охраной земель
-
Информация о земельных ресурсах
- Земельно-информационные системы
- Общая характеристика земельных ресурсов
- Кадастровая стоимость, в том числе балл плодородия земель сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств Гомельской области
- Количество населенных пунктов, сельсоветов Гомельской области в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь
- О стоимости земельных участков
-
Инвесторам
- Организации по землеустройству
-
Вопрос-ответ
- Земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома
- Земельные участки для строительства и установки гаражей
- Земельные участки для выращивания сельскохозяйственной продукции (огородничество, ЛПХ)
- Земельные участки для коллективного садоводства
- Оформление документов (проект отвода, установление границ, регистрация)
- Земельные споры
- Земельные участки юридических лиц и ИП (придорожный сервис, торговля, услуги и т.д.)
- Обязанности землепользователей и ответственность за нарушение требований законодательства
- Аукционы и участие в них
- Сроки освоения земельных участков и сроки строительства
- Деление, слияние и изменение целевого назначения земельных участков
-
Публикации и выступления
- Новости
-
Нормативные правовые акты в области земельных отношений
-
Контакты
- Каталог официальных сайтов государственных органов
- Служебная информация
В каких случаях и порядке допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них незавершенных законсервированных строений, жилых домов?
Согласно статье 511 Кодекса Республики Беларусь о земле не допускается отчуждение земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) возведенных на них жилых домов, незавершенных законсервированных строений за исключением отчуждения местным исполнительным комитетам при условии полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался.
Этой же нормой при отказе от приобретения указанных объектов местному исполнительному комитету дано право давать согласие на их отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) другим лицам до истечения установленного законодательством 8-летнего срока со дня государственной регистрации возведенных жилых домов.
Таким образом, вопрос о выдаче разрешения на отчуждение другим лицам рассматривается только при наличии отказа местного исполнительного комитета от приобретения земельного участка и возведенного на нем дома.
Необходимо учесть, что разрешение на отчуждение дается при соблюдении гражданином определенных условий:
полного погашения льготного кредита на строительство жилых помещений (в том числе досрочного), если такой кредит привлекался;
выкупа в частную собственность земельного участка, предоставленного в пожизненное наследуемое владение или аренду, либо внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка сроком на девяносто девять лет, если земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду на срок менее чем девяносто девять лет, в соответствии с законодательством не может быть приобретен в частную собственность;
внесения гражданином Республики Беларусь платы в размере стоимости участка, если он предоставлялся в частную собственность по льготной цене;
досрочного внесения платы за земельный участок, если землепользователю предоставлялась рассрочка.
При этом, разрешение на отчуждение может быть местным исполнительным комитетом дано только в исключительных случаях.
Отдельные из них прямо определены законодательством: направление на работу (службу) в другую местность, потеря кормильца, получение I или II группы инвалидности. Этой же нормой законодательства установлено, что исключительными могут быть признаны и другие обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности использования недвижимого имущества.
В части оценка обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности использования гражданином земельного участка и (или) возведенного на нем жилого дома, необходимо отметить, что действующая норма законодательства о наличии «других объективных обстоятельств» направлена на то, чтобы в каждом конкретном случае местный исполнительный комитет, решения которого принимаются коллегиально, принимал обоснованное решение, основанное на конкретных обстоятельствах и документах (в их совокупности), представленных гражданином в подтверждение своих доводов для получения согласия на отчуждение.